Перевозчики задумываются о том, как отказать в поездке серийным нарушителям. Пока, впрочем, такой нормы нет.
Пьет в пути, а потом изводит звонками
Пассажир, как и клиент и в известной поговорке, чаще всего уверен, что он всегда прав. Кстати, истории конфликтов, которые становятся предметом обсуждения, обычно показывают с негативной стороны именно водителя или перевозчика. Но бывают и обратные ситуации.
«Большинство пассажиров – это адекватные, спокойные, уравновешенные люди. Случается, что у кого-то нет настроения, но и тогда конфликт можно уладить улыбкой, спокойным тоном беседы. Но с некоторыми персонажами такой подход не срабатывает. Что с ними делать?», - рассказывает один из перевозчиков, чьи автобусы работают на междугородних и международных маршрутах.
Недавно один пассажир своим поведением едва не сорвал рейс из Польши в Беларусь.
Ситуация с очередями на границе влияет на ритмичность движения автобусов. Расписание выдерживать сложно, бывают задержки в пути.
«У мужчины был билет из Варшавы в Гродно. Автобус опаздывал. Мы предложили ему вариант с пересадкой, чтобы помочь добраться домой быстрее. Доплат никаких за это не требовалось», - продолжает перевозчик.
Пассажир вначале сел в предложенный транспорт, но затем стал возмущаться. «Ему не понравилось буквально все: автобус, водитель, пересадка, другие пассажиры, ожидание на границе. На протяжении всего пути он выпивал спиртное, задевал водителя, отвлекал его от дороги, кричал на попутчиков, а еще при этом умудрялся писать в мессенджерах перевозчику и в сервис по бронированию билетов. Поездка превратилась в испытание для всех», - вспоминает перевозчик.
Как итог, выходки мужчины терпели лишь до въезда в Беларусь. Дальше водитель везти его побоялся: очередная выходка могла привести к аварии. На буйного пассажира вызвали милицию. Правоохранители его ссадили с рейса, составили протокол.
Но на этом история не закончилась. Мужчина продолжает «доставать» перевозчика по телефону и через мессенджеры, есть у него претензии и к водителю. Мол, только встретимся в рейсе.
«Что с ним делать? Водитель говорит, что больше с таким в рейс не поедет. Но можем ли мы просить сервис по бронированию или вокзал внести такого пассажира в «черный список» и не продавать ему билеты вовсе? Ведь он подвергает опасности всех остальных. Вдруг полезет в драку с водителем на полном ходу?», - задаются вопросом перевозчики.
Бронирует, а не едет
Еще одна ситуация связана уже не с безопасностью, но тоже прямо влияет на функционирование отрасли. Популярность сегодня набирают сервисы по бронированию билетов. С точки зрения пассажира очень удобный вариант: нашел нужный рейс, нажал кнопку «бронировать», пришел к отправлению автобуса и купил билет у водителя. Не надо, например, тратить время на поездку в кассу автовокзала.
«Но есть в этой схеме и ложка дегтя для водителя и перевозчика. Бывает, что по бронированию у тебя полный салон, а при отправлении оказывается, что несколько мест пусутют. Пассажиры попросту не явились на рейс. Причем при предварительном обзвоне все обещали быть», - рассказывает об еще одной достаточно типичной ситуации водитель междугородней маршрутки.
Кажется, дело житейское. Ну изменились планы у человека. А предупредить об этом водителя забыли. Но и у перевозчика на этот счет свое мнение. Пустые места – это недополученная выручка. Мало того, из-за этого кто-то не смог уехать в нужное ему время: билетов на этот рейс не было. Особенно актуальна проблема в пятницу и выходные дни, когда спрос на поездки иногда превышает предложение.
«И один раз можно было бы закрыть на это глаза. Но с некоторыми пассажирами такая ситуация происходит регулярно. Ко мне на рейс однажды мужчина не явился раза три за несколько недель. Стали разбираться. Выяснилось, что у этого пассажира было 130 бронирований на разные рейсы. Поездок же набралось от силы 20. Что это? Неуважение к чужому труду или что-то большее? Например, происки конкурентов, чтобы заставить ездить меня и других «пустыми», и таким образом постепенно вытеснить с маршрута», - возмущается водитель.
Он уверен, что таких серийных «прогульщиков» рейсов также стоило бы лишить возможности бронировать билеты или же заставить оплачивать неявки рублем.
Дебошира в самолет не пустят, а что с автобусом?
Что делать с пассажиром-дебоширом? Правила автомобильных перевозок пассажиров дают однозначный ответ. Пассажир обязан не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам и водителю. Запрещено отвлекать водителя от управления, мешать ему. Нарушение правил может стать причиной для прекращения поездки.
Также пассажира могут ссадить с рейса или не пустить в автобус, если он нарушает общественный порядок. Но для каждого случая, скорее всего, понадобится опять же вызов милиции. Это скандал, задержка рейса, нервы других пассажиров. И несмотря на то, что впоследствии перевозчик имеет право потребовать с дебошира возмещения затрат, проблему это не решит.
«Таких пассажиров немного. Но они способны испортить поездку для всех других. Почему бы не закрыть вопрос раз и навсегда?», - задаются вопросом перевозчики. Они даже обращались с просьбой к тем, кто продает билеты. В популярном сервисе по бронированию билетов на это ответили отказом. Почему?
К сожалению, создание «черного списка» перевозчиком или системой по продаже билетов незаконно. Согласно Гражданскому кодексу коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Проще говоря, если есть билеты есть в продаже, то отказать в их приобретении человеку, пусть он и серийный дебошир, пока еще нельзя.
Почему пока? Дело в том, что движение в этом направлении есть. Как сообщалось, в обновленном Воздушном кодексе Беларуси закреплено положение, согласно которому авиаперевозчикам предоставлено право на формирование реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Проще говоря, если пассажир дебоширил на борту, например, пил, распускал руки, не слушался указаний экипажа и был за это привлечен к ответственности, то авиакомпания вправе отказать ему в приобретении билета в будущем. И в «черном списке» он будет находиться до тех пор, пока данные о нем не исключат из единого государственного банка данных о правонарушениях.
Межрегиональная ассоциация перевозчиков считает, что стоит рассмотреть внедрение схожих подходов и в наземных перевозках пассажиров. Это позволит повысить уровень комфорта и улучшит безопасность. А еще, наверняка, сократит количество конфликтных ситуаций, ведь пассажир будет понимать, к каким последствиям может привести одна грубая выходка.