«Справиться со стрессом и мотивировать на эффективную работу». Кто такой эргонолог и как он может помочь водителям и руководителям компаний?

Мир меняется, и сфера транспорта реагирует на все новшества одной из первых. Техника стала лучше, вести машину помогают десятки умных гаджетов и ассистентов, много лет идет разговор о том, что вот-вот эту нишу полностью займет искусственный интеллект, но несмотря на это водитель по-прежнему остается одной из самых востребованных и дефицитных специальностей по всему миру.

Порой даже высокие зарплаты не становятся достаточным стимулом для того, чтобы выбирать в качестве работы эту сферу. Ведь с каждым годом растет траффик на дорогах, увеличивается нагрузка на водителя, повышается уровень стресса…

Психолог-эргонолог Ольга Венско считает, что такая ситуация сложилась потому, что в транспортной сфере к водителям порой относятся как к каким-то универсальным механизмам, которые подобно роботам изначально должны быть запрограммированы на мультифункциональность и бесперебойную работоспособность. А современная жизнь - с ее вызовами и задачами в жизни человека - требует более точной настройки не только профессиональных навыков, но и внутреннего мира каждого из нас.

Совместно с Ольгой Венско Межрегиональная ассоциация перевозчиков разработала оригинальную памятку для водителей и их пассажиров, которую в СМИ уже успели назвать кодексом поведения маршрутчиков. Тема вызвала резонанс, а у нас появился повод больше узнать о работе психолога-эргонолога.

- Для многих слово «эргонолог» мало что скажет. Чем занимается этот специалист, для чего он нужен транспортным компаниями?

- Психолог-эргонолог - это специалист в области технологий профилактики, коррекции и развития профессионального здоровья, психологической охраны труда, оптимизации человеческих и трудовых ресурсов и создания здоровой психологической атмосферы в коллективе. Причем, такой подход нужен не только транспортной сфере, но и во всех отраслях экономики страны.

Психологи-эргонологи востребованы на различных предприятиях и в организациях, где руководство не просто заботится о персонале, но и задумывается об увеличении производительности труда, снижении уровня стресса работников и как следствие повышении их эффективности.

Важно заметить, что эргономические системы сопровождения трудовой деятельности работают на всех этапах развития производства. Так, например, психолог-эргонолог способен помочь в подборе максимально эффективного персонала для успешного выполнения конкретных трудовых задач. Среди направлений работы эргонолога очень популярна мобилизация необходимых человеческих качеств и ресурсов, необходимых для успешной работы в той или ной сфере. Но при этом специалист упреждает профессиональные деформации работников, а также разрабатывает системы их профессионального долголетия.

Все это дает результат и на короткой дистанции, и в долгосрочной перспективе. Работодатель получает высокомотивированные, профессиональные кадры, снижение темпов оттока кадров и производственного травматизма, а как итог – возросшую производительность труда и повышение прибыли.

- А если говорить о сфере транспорта, насколько опасна в плане стресса и возможных последствий для здоровья профессия водителя? Достаточно ли внимания уделяют этому вопросу сейчас?

- Работа водителя – это постоянный стресс. Перечислю основных четыре категории проявления стресса. На физическом уровне – это утомляемость, изменения показателей здоровья, нарушения нормальной активности жизни. Вторая группа проявлений - на эмоциональном уровне, когда человек становится более раздражительным, при этом разочаровывается в своем деле, теряет к нему интерес. Третья категория проявлений стресса – это информационные или ментальные проявления: спутанность сознания, сниженное восприятие информации, быстрое забывание инструкций, сужение области контроля ситуации, искажения в анализе информации, сложности с систематизацией всего объема необходимой для деятельности информации, избегание дополнительной документации. Итогом накопления всех предыдущих трех групп показателей стресса являются яркие поведенческие реакции: грубость, агрессия (или, наоборот, полная апатия и утрата интереса к жизни и деятельности), избегание общения и взаимодействия с партнерами и пассажирами, отсутствие интереса к корпоративным мероприятиям, стойкая неприязнь к самосовершенствованию и развитию разных аспектов профессионального мастерства. К четвертой категории стресса можно отнести конфликты с работодателем, коллегами, пассажирами, а также спонтанные, немотивированные увольнения.

Пока транспортная сфера находится лишь в самом начале пути формирования культуры трудовых отношений и повышения профессионального долголетия работников. Водителям еще на стадии подготовки стоит рассказывать об основах эргономики. Также важно помочь им понять важность осознанного отношения к собственному здоровью. Хороший пример – поощрение за отказ от вредных привычек.

Мало кто задумывается, что даже правильная подготовка к рейсу – обычная зарядка, полезный и полноценный завтрак, хороший сон и умение настроиться на позитив – могут серьезно снизить стресс и повысить эффективность работы. Но внедрять это и работать над тем, чтобы коллектив переходил на здоровые рельсы, не спешат.

- Некоторые считают, что все меняет прогресс. Мол, достаточно лишь того, что современные машины куда надежнее, комфортнее и безопаснее, чем те, что были лет 20-30 назад.

- Дело не только в технике. Уверена, что это более глубокий вопрос и просто, например, повышение или совершенствованием профессиональных навыков ситуацию не изменишь.

 Да, знание правил, умение филигранно управлять многотонной машиной или безопасно вести пассажирский автобус – это все очень важно. Но наряду с этим еще на стадии подготовки будущих водителей целесообразно уделить внимание и занятиям со специалистами, которые помогут сформировать культуру бережного отношения к себе, своему здоровью, глубокое понимание ответственности за жизнь и здоровье всех участников перевозок.

В учебные программы также необходимо включить и работу над развитием soft-skills: коммуникативных, лидерских, деловых качеств и компетенций. Водитель при желании должен иметь возможность карьерного роста до уровня топ-менеджера в этой сфере.

- А что посоветуете делать работодателю? Как выбрать достойного специалиста, особенно сейчас, когда отмечается дефицит качественных кадров?

- Основная ошибка нанимателей заключается в "слепом" приёме на работу водителей. Эту погрешность давно пора исправить внедрением системы собеседования кандидата в должность с предварительным обучением всем профессионально важным социально- психологическим компетенциям.

А над дефицитом кадров компаниям и всем заинтересованным структурам надо работать сообща. Водителям доверяется самое ценное -  жизни пассажиров или дорогостоящий груз. Поэтому управлять транспортным средством должен настоящий профессионал: с наработанным стажем, опытом, безупречной репутацией, и, возможно, рекомендациями от предыдущих работодателей. И транспортным компаниям в этом случае стоит вкладываться в подготовку будущих кадров и в повышение репутации профессии, как комфортной работы с возможностью достойного его усилий заработка.

И тогда ситуации, когда водитель совершил серьезные нарушения в деятельности на одном месте работы, создав конфликт с работодателем, быстро уволился, нашел второго нанимателя и продолжает совершать нарушения уже на новом месте, будут невозможны. Кстати, в этом плане немаловажен и психологический портрет потенциального работника: если человек склонен к авантюрным поступкам, любит выпить или же, чего скрывать, способен присвоить себе часть выручки за билеты или топливо – то вряд ли стоит брать его на работу. Такие кадры лучше отсеять еще на ранней стадии оценки персонала.

- И тут на помощь придет психолог. Специалист поможет выявить не самые лучшие человеческие качества, но что делать, если водитель большой профи именно в умении управлять автомобилем? Брать его на работу или нет?

- Вопрос стоит ставить по-другому. Такой подход еще на стадии отбора кандидатов заставит водителей больше работать над собственным самосовершенствованием. Если хам будет знать, что его не возьмут водителем автобуса именно из-за неумения общаться с пассажирами, то будьте уверены, он найдет в себе силы поработать в этом направлении. В противном же случае эту вакансию займет другой водитель, умеющий лучше контролировать свои эмоции и чувства.

Но в целом важен сильный союз и человеческих, и трудовых ресурсов профессионалов. Водитель должен быть и надёжен в управлении транспортным средством, и вежлив в обслуживании пассажиров. Выбор между личностными и профессиональными качествами подобен выбору: что предпочтительнее иметь ноги или руки? Я - за целостность тела! И за целостность, монолитность достоинства водителя и как личности, и как профессионала.

- Вы же не теоретик в этой сфере, а настоящий практик. Есть положительные примеры, когда именно сотрудничество с эргонологом приносит весомый результат?

- С 2009 года сотрудничаю с транспортными организациями в Беларуси и СНГ. Самые крупные проекты – это работа с курьерскими доставками, почтовыми транспортными службами, оценка и развитие персонала в транспортных компаниях грузоперевозок, работа в области сервиса и гостеприимства такси премиум-класса, корпоративное обучение топ-менеджеров нескольких транспортных компаний, индивидуальный коучинг профессиональной эффективности и эргономики водителей нефтяной и газовой промышленности.

Горжусь успешными результатами сотрудничества с каждым из партнеров. Системы обучения и развития персонала позволяют на более высоком уровне подобрать качественных исполнителей для отдельных задач или даже целых проектов. Если говорить о персональных судьбах моих клиентов, то отмечу: кто-то из них создал успешную карьеру, кто-то поменял работу на более высокооплачиваемую и любимую, а кто-то обрёл новые смыслы и ценность своего труда и профессии в своем коллективе. От самих компаний также поступают лишь позитивные отзывы: ведь такое сотрудничество в конечном итоге приносит лояльность клиентов и рост доходов компании.

- Наш совместный проект, кстати, направлен на повышение уровня обслуживания пассажиров. Это, к сожалению, тоже пока еще актуальная тема, в которой далеко не все зависит от водителя. Готовы ли другие участники перевозок к этому?

- Справедливо замечено: общий уровень развития культуры нации определяет качество ее жизни. Только в обществе, где принято заведомо уважительное отношение к любому человеку, к представителям всех профессий, мы можем чувствовать себя безопасно.

Именно поэтому в инструкции «Культура пассажирских перевозок: гостеприимство, сервис, этикет» уделила пристальное внимание поведению пассажиров, исходя из лучших стандартов этикета в мире. Это и забота о собственной безопасности (пристегнуться ремнями в маршрутке, автобусе или такси без напоминания – это признак хорошего тона), уважение к личному пространству и комфорту других пассажиров: снимать рюкзаки с плеч при входе в транспорт, не задевать личными вещами тела других пассажиров, смотреть под ноги и не наступать на соседей по салону, уступать места детям, беременным женщинам, женщинам с детьми и женщинам в обуви на высоком каблуке, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями или слабым здоровьем, не забывать переводить телефоны в беззвучный режим и слушать музыку в наушниках. Это, казалось бы, простые и прописные истины, знакомые с детства, но почему-то пока еще не все спешат их соблюдать. А еще важно видеть в водителях не обслуживающий персонал, а того человека, который безопасно и с комфортом доставит нас к месту назначения. Стоит начать быть вежливым и мир вокруг начнет меняться.

Для членов и партнеров Межрегиональной ассоциации перевозчиков Ольга Венско предлагает эксклюзивные условия сотрудничества и дополнительные скидки. Пишите (в Instagram, VK, Facebook или на почту Venska-life@mail.ru), звоните +375 29 2857057 (МТС, Viber, Telegram, WhatsApp Business) и делайте ваш бизнес еще более успешным и прибыльным!

 

 

 

Вступить в ассоциациюВступить в ассоциацию

Вступить в ассоциацию
Оператор пассажирских перевозок
Госавтоинспекция
ООО Интакс
Кортакс
Зет
Газпромнефть
Психология, саморазвитие, бизнес