Удобный вариант или новая версия автовокзальных «зазывал»? Почему перевозчики недовольны сервисами по поиску попутчиков

Есть вопросы и по соблюдению правил и законов.

Америку в этом вопросе открывать не будем. В Беларуси можно поехать в поездку между городами не только на автобусе, маршрутке или такси. Есть современные варианты популярного раньше автостопа: подсесть к водителю, с которым вам по пути. Для этого не обязательно, как раньше, выходить на трассу и голосовать: достаточно подключиться к сервису в одном из мессенджеров. Получается эдакая площадка для общения водителей и пассажиров: выбрали маршрут, договорились о цене и поехали.

На первый взгляд выглядит заманчиво, но подводных камней здесь хватает. Участники Межрегиональной ассоциации перевозчиков считают, что создание подобных сервисов – это попытка недобросовестной конкуренции. А в конечном итоге развитие ситуации может привести к проблемам для всего рынка.

Это законно?

В России, например, деятельность одного из подобных сервисов признана легальной. Но согласно белорусскому законодательству, действия водителей, которые подвозят попутчиков на собственном авто и получают за это вознаграждение, можно признать незаконной предпринимательской деятельностью. Дискуссионный вопрос о друзьях или близких родственниках здесь можно не поднимать: попутчиков ищут совершенно незнакомые один с другим люди.

Есть вопросы и к самому сервису. Он больше похож на диспетчера, который передает заказы на нерегулярные перевозки перевозчикам. Для работы в этой сфере также надо выполнить ряд юридических процедур. Причем вскоре правила будут еще более ужесточены. В Беларуси создается реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. С 1 ноября транспортная деятельность и деятельность водителей в сфере автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без включения сведений в реестр будет запрещена.

Кстати, создатели сервиса не отрицают, что передача денег водителю напрямую от пассажира незаконна. Поэтому даже дают советы попутчикам. Мол, можно пополнить счет телефона водителя или же заплатить за топливо на заправке. Сложно понять, что это меняет, разве что поймать за руку нелегального перевозчика контролирующим органам будет сложнее.

Чем рискует пассажир?

Это самый больной вопрос. Большинство изменений в транспортной сфере последних лет были направлены именно на повышение безопасности перевозок. К автобусам и маршруткам предъявляются серьезные требования в плане оснащенности и технического состояния. Водители скрупулезно соблюдают ПДД и режим труда и отдыха. В противном случае можно «нарваться» на серьезнейшие штрафные санкции: лишиться водительского удостоверения, лицензии, карточки маршрута.

Легальный перевозчик выдает пассажиру билет. О его важности мы неоднократно повторяли. Билет – это не просто документ, подтверждающий оплату, это страховка пассажира, гарантия того, что в случае ЧП или аварии можно будет рассчитывать на компенсацию.

Случайный водитель на своей машине, зарегистрировавшийся в системе по поиску попутчиков, вряд ли может гарантировать пассажирам хоть что-то. Будет он соблюдать скоростной режим? Есть ли у него вообще водительское удостоверение? Не угнал ли он эту машину? Чем занимался накануне: хорошо выспался или всю ночь пил спиртное?

А кому жаловаться, если поездка сорвалась? Причин может быть масса. Техническое состояние таких машин, понятно, никто не проверяет. Поломка в пути может стоить потраченных нервных клеток.

Про аварии и говорить не хочется, но в этом случае добиться хоть какой-то компенсации от нелегального перевозчика будет очень и очень сложно.  

Такое уже проходили

Кажется, история идет по кругу. В начале 2000-х сервис по поиску попутчиков работал в офлайн-режиме на каждом автовокзале страны. Сразу на входе потенциального пассажира встречали мужчины, повторяющие название городов, в которые можно уехать.

Если пассажир соглашался, то его вели к легковому автомобилю или минивэну, а порой к старому и «убитому» бусу. В путь такая «маршрутка» отправлялась не по расписанию, а по мере наполнения салона.

В аварии такие машины попадали регулярно. Были и смертельные исходы. Понятно, что добиться какой-то компенсации или возмещения вреда в этом случае было просто невозможно. Билеты никто никому не выдавал.

 «Бизнес был полукриминальный. Каждый автовокзал контролировали определенные люди. Хочешь взять пассажиров? Плати им за посадку. Если же попробуешь зазывать сам, то могли с помощью кулаков объяснить, почему так делать нельзя. Пробитые колеса, разбитые стекла в машине – также привычное дело», - рассказывает один из членов Межрегиональной ассоциации перевозчиков, который тогда хотел начать свое дело.

Бывало, что бусы или машины даже горели на стоянках. А порой доходило до настоящих разборок и наездов.

Впрочем, ситуацию без внимания не оставили. Были внесены изменения в законы и нормативные акты, а за нелегальных перевозчиков всерьез взялись транспортная и налоговая инспекции, милиция и ГАИ. Все-таки бизнес не обеспечивал безопасности пассажиров, никак не учитывал их права, а еще эта сфера оставалась непрозрачной для налогообложения.

Не так давно несколько ушлых дельцов пытались возродить подобный бизнес на нескольких региональных маршрутах в Гродненской области. Но после реакции МАП и вмешательства контролирующих органов «зазывалы» с вокзалов исчезли.

Если откинуть современные технологии и то, что «зазывали» ушли с вокзалов в сеть, то чем подобный сервис отличается от того, что мы уже проходили?

Что делать?

Отметим, что появление таких частных извозчиков (а многие, чего скрывать, могут сделать поездки с «попутчиками» постоянным бизнесом) затрудняет анализ пассажиропотока. Спрос на поездки есть, а оператор потенциальных пассажиров не видит, значит, нет необходимости вводить дополнительные рейсы и уплотнять расписание. Все это приводит к тому, что при нехватке билетов в пиковые часы пассажиры вновь уйдут к нелегалам… При этом официальные перевозчики недополучает выручку. А с непроданных билетов никто не заплатит налоги. Вопросы безопасности также нельзя сбрасывать со счетов.

Мнение МАП однозначно: необходимо продолжать работу над тем, чтобы сфера перевозок оставалась прозрачной, а игра для всех участников велась по общим правилам и в равных условиях. Согласитесь, что невозможна честная конкуренция «извозчика» на личной машине, работающего под черным флагом, и законопослушного перевозчика, который выполняет все требования по оснащению машины, страхованию пассажиров, созданию для них комфортных условий, а еще платит налоги и ведет «белую» бухгалтерию.

МАП продолжит следить за ситуацией. С вопросом о том, насколько легальна работа таких сервисов и как они могут повлиять на сферу перевозок ассоциация обратится к заинтересованным службам и ведомствам. Продолжение следует!  

Вступить в ассоциациюВступить в ассоциацию

Вступить в ассоциацию
Оператор пассажирских перевозок
Госавтоинспекция
ООО Интакс
Кортакс
Зет
Газпромнефть
Психология, саморазвитие, бизнес