Сфера пассажирских перевозок продолжается совершенствоваться. Президентом 25 января 2024 года подписан указ №32 "Об автомобильных перевозках пассажиров". Документом предусматривается создание государственного информационного ресурса "Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении".
Как будет работать реестр? Кого в него включат? За что могут исключить? Чтобы ответить на самые популярные вопросы от перевозчиков Транспортная инспекция организовала круглый стол с участием всех заинтересованных сторон. Участие в нем приняли и представители Межрегиональной ассоциации перевозчиков.
Специально для участников ассоциации собрали все самое интересное и важное по итогам встречи. Напомним, реестр будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси. Реестр будет сверяться со всеми действующими базами, в том числе, по техосомотру и страховкам.
Как попасть в реестр?
Внесение сведений в реестр будет осуществляться в электронном виде по определенной и установленной форме. При внесении данных о транспортных средствах субъект хозяйствования должен прикрепить 4 фотографии транспортного средства (со всех сторон). Также необходимо предоставить фотографию салона. На ней должно быть четко видно, что транспортное средство оборудовано системами видеофиксации соответствующими требованиям законодательства
Важно. Все изменения, касающиеся информации о субъекте хозяйствования в реестре, будут вносится через личный кабинет. Подчеркнем, что информация в реестре должна быть актуальной.
Это платно?
Информация, которая касается водителей и транспортных средств, вносится на платной основе. Но будет предусмотрен переходный период с 1 августа по 31 октября 2024 года, когда сведения в реестр можно будет внести бесплатно.
Из реестра могут исключить?
Для этого есть несколько оснований. Среди них, к примеру, несоответствие информации в реестре действительности, а также нарушения перевозчика и даже водителя.
В каждой области в филиале Транспортной инспекции создадут комиссии, которые будут принимать решение об исключении из реестра. Перевозчику могут дать срок до 5 дней на устранение нарушений.
Все ситуации будут рассматриваться в индивидуальном порядке. Например, если нарушение допустил водитель, то могут приостановить нахождение в реестре транспортного средства, если же будет доказана вина перевозчика, то из реестра могут исключить.
Если принято решение об исключении из реестра, то восстановиться в нем можно только по истечении 6 месяцев. Необходимое условие: устранение всех нарушений.
Кстати, представители Министерства транспорта и коммуникаций пояснили, что на первом этапе, до выработки четкой практики, отношение к перевозчикам будет лояльным. Однако это не повод, чтобы не выполнять требования законодательства. Наоборот такой период необходим, чтобы привыкнуть работать по новым требованиям.
Можно ли возить свадьбы и корпоративы?
Во время круглого стола подтвердилась информация, что перевозчик имеет право принимать заказы от юридических и физических лиц для себя, без передачи их третьим лицам.
Диспетчер при передаче заказа перевозчику и (или) транспортному средству обязан убедиться, что перевозчик и транспортное средство зарегистрированы в реестре.
А что с видеофиксацией?
Вопросы о хранении записей с видеорегистраторов также волнуют перевозчиков. Во время круглого стола отмечено, что если нет возможности хранить информацию на накопителях, то это можно разместить ее на сторонних серверах. При этом на перевозчика возлагается ответственность по защите персональных данных.
Решить вопрос с легковыми
А вот одна из проблем пока не решена. При внесении транспортных средств и водителей категории «В» в реестр необходимо приложить сертификат, подтверждающий повышение квалификации водителя. Загвоздка в том, что, например, в Гродненской области никто не оказывает подобные услуги, так как нет утвержденных программ обучения.
Немного статистики
Изменения в сфере были необходимы. Во время круглого стола отметили, что в Транспортные инспекции страны за 2022 год поступило 876 обращений, содержащих признаки административных правонарушений перевозчиков, за 2023 г. – 696 обращений. В прошлом году изъято 280 транспортных средств (автобусы и такси), за 2 месяца 2024 года - изъято 104 транспортных средств (в основном такси). Транспортная инспекция отмечает, что намечается положительная тенденция по уменьшению количества нарушений со стороны маршруток.
Кстати, из-за большого количества жалоб и обращений будет усилен контроль за туристическими перевозками.
Фото в материале БЕЛТА и из архива МАП