Сфера пассажирских перевозок сталкивается со многими вызовами. Один из основных – дефицит водителей. Понятно, что ситуация требует больших затрат, в том числе и на создание комфортных и привлекательных условий для работников. Как компенсировать эти затраты?
Повышать цены на билеты – это путь в никуда. Конкуренция на рынке такова, что пассажир очень быстро выберет другого перевозчика. Поэтому стоит искать способы экономить. Изучили, как в этом могу помочь современные технологии.
Переход на «зеленый» транспорт
В этом направлении пока все еще зависит не совсем от перевозчиков, а от производителей. На рынке не так много пассажирского транспорта на электричестве, если, конечно, не вести речь о больших городских автобусах и троллейбусах. А вот под межгород пока «зеленые» варианты маршруток не выпускаются.
Хотя к внедрению такого транспорта чисто документально сфера уже готова. Если представить на конкурс электрический автобус, то с большой вероятностью можно одержать победу над конкурентами с техникой с традиционными ДВС.
А беспилотник будет?
Искусственный интеллект вот-вот заменит человека во многих сферах. Это мы слышим много лет, но пока прогресс не несется семимильными шагами вперед. Профессию водитель называли чуть ли не вымирающей, а сейчас ситуация обратная – тотальный дефицит профессиональных драйверов по всему миру.
Когда стоит ждать появления беспилотных автобусов? Сложно ответить. Первые шаги в этом направлении в Беларуси делаются. Тестируется беспилотный трактор, идет работа над карьерными самосвалами, работающими в автономном режиме, но пока без водителя за рулем не обходится ни одна сфера. И пассажирские перевозки не исключение.
Умный прибор заменит медика?
А в этом случае будущее уже почти наступило. Одну из важных процедур – предрейсовый медицинский осмотр водителей автобусов и троллейбусов – уже начали проводить в режиме онлайн. Правда, пока в экспериментальном режиме.
Для этого в одной из клиник Гродно установили специальный аппарат «ОСМОТР Плюс». С помощью встроенных приборов он может измерить температуру тела, проконтролировать пульс и артериальное давление, определить концентрацию паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Также осмотр предусматривает прохождение теста на внимательность, ответы на вопросы о самочувствии. Медик при этом на осмотре присутствует лишь в режиме онлайн и может находиться, например, в другом городе.
Эксперимент на днях завершился. Скоро узнаем и выводы о его эффективности. Кажется, что использование такого аппарата вполне оправдано для небольших населенных пунктов. Там зачастую не так много вариантов и предрейсовый медицинский осмотр обходится дороже, чем в больших городах. Аппарат действительно может заменить работника на месте, что в конечном счете сделает стоимость процедуры ниже. Плюс, уйдет человеческий фактор. Все-таки обмануть машину сложнее.
Вместо кассира – терминал или приложение
А сейчас говорим о том, что уже работает и позволяет экономить. Речь, конечно, о сервисах по бронированию и оплате билетов в режиме онлайн. Пассажиру не надо идти в кассу автовокзала, что удобно, не надо носить с собой наличные, а для того, чтобы отправиться в поездку, необходимо всего несколько манипуляций, например, со смартфоном. Сервисы, связанные с онлайн-оплатой, активно внедряются не только на межгороде, но даже в городских маршрутках. По отзывам, нравятся они и людям старшего возраста. Кстати, это еще и безопасность поездок. Водитель сосредоточен на дорожной обстановке, а не на том, как правильно отсчитать сдачу.
Кстати, ряд таких сервисов предоставляют перевозчикам и много возможностей в плане анализа всех факторов – пассажиропотока, затрат, даже действий водителя. Все это позволяет выстроить оптимальную стратегию работы.
Кстати, дальнейший переход на электронный документооборот позволит еще больше облегчить работу. Например, обсуждается перевод в «цифру» тех же путевых листов. Вся информация о деталях рейса будет аккумулироваться на определенной платформе, необходимые отметки будут проставлять в режиме онлайн, таким же образом будет проходить контроль. Удобно?
С МАП выгоднее
Затраты на топливо – одна из основных статей расходов. Можно ли ее уменьшить? Да! Достаточно вступить в Межрегиональную ассоциацию перевозчиков. Ведь для членов ассоциации сразу в нескольких сетях АЗС действуют специальные условия, в том числе, скидки на топливо и моторные масла.
А еще Межрегиональная ассоциация перевозчиков помогает своим участникам в решении многих повседневных вопросов. Например, подготовки к участию в конкурсах на право перевозок. Касается это, в частности, советов по правильному оформлению документов и подготовке техники к осмотру. Опытные специалисты ассоциации подскажут и обозначат моменты, на которые следует в первую очередь обратить внимание.
Кроме тго, участие в ассоциации - это возможность быть услышанным. МАП постоянно поднимает вопросы, касающиеся рынка перевозок. Мы стремимся сделать сферу максимально прозрачной, комфортной и безопасной.