Запретить нельзя возить. Разбираемся, как можно решить проблему стоящих пассажиров в маршрутке

Как всегда, у заинтересованных сторон сразу несколько мнений.

Актуальна такая проблема, прежде всего, для коротких маршрутов – в городе и пригороде. На межгороде стоя не поедешь: несколько часов в неудобном положении выдержать сложно. А вот проехать пару километров стоя, держась за поручень, а порой и просто за сиденья – для некоторых норма.

Обсуждали ситуацию, например, и на недавней встрече в Гродно, где с перевозчиками и водителями беседовали представители ГАИ, Транспортной инспекции и операторов перевозок. Главной темой стала безопасность перевозок. Как один из факторов, влияющих на это, отметили и стоящих в салоне рейсовых микроавтобусов пассажиров.

Ситуация не уникальна. Такая проблема, например, есть на ряде пригородных маршрутов в столичном регионе. Рядом с большими городами в других областях также можно заметить переполненные маршрутки. 

Внимание обратили и на маршрут между Гродно и Скиделем. В зависимости от дня недели “лишние” пассажиры едут либо по направлению к городу-спутнику, либо обратно в областной центр.  Бывает, что в рассчитанном на 15 пассажиров бусе одновременно едут по 25 человек. То есть. сразу 10 людей стоят в салоне.

Чем это опасно?

Микроавтобусы не предназначены для перевозки стоящих пассажиров. Там попросту нет нормальных условий для этого.

Авария, резкий маневр или торможение могут привести к тому, что люди начнут падать на пол или друг на друга. Они могут пострадать сами, а также причинить увечья другим пассажирам.

Что происходит с непристегнутыми пассажирами в салоне буса мы уже показывали. В случае со стоящим человеком ситуация будет еще более страшной.

Кто-то скажет, мол, в городских автобусах пассажиры ездят стоя, и никто не возмущается. Однако, это сравнение не совсем корректное. На встрече перевозчикам пояснили, что эксплуатационная скорость автобуса на городском маршруте – около 16 км/ч. Бусики-маршрутки ездят куда быстрее и по городским улицам, и по загородным трассам.

Кстати, перевозка стоящих и лишних пассажиров – это нарушение сразу по нескольким направлениям. Сотрудники ГАИ могут привлечь водителя за то, что в салоне находятся больше людей, чем посадочных мест.

Еще могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов. На сколько человек пробиты билеты? Ведь, если мест в салоне всего 15, а внутри едет 20-25 человек, значит, все «лишние» люди либо безбилетники, либо заплатили за проезд по «серой» схеме.

К чему может привести расчет на авось? Трагический пример - авария под Смолевичами в феврале 2023 года. Тогда в столкновении маршрутки и самосвала погибли 14 человек… Виновным в столкновении признали водителя “МАЗа”. Однако, стоит помнить и тот факт, что в салоне буса пассажиров было больше положенного. 

Что говорит закон? 

Вопросы организации и выполнения автомобильных перевозок пассажиров разрабатываются на основании Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) и Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросов автомобильных перевозок пассажиров» (далее – Правила).

Статьями 20, 24, 29, 31, 35 Закона; пунктами 6, 27, 52, 53, 54, 55, 56, 227 Правил предусмотрено, что по автомобильные перевозки пассажиров выполняются на основании проездных документов (полных, льготных, нулевых), а количество перевозимых пассажиров не должно превышать числа мест для сидения, установленного организацией-изготовителем для данного транспортного средства.

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», утвердившим Правила дорожного движения:

173. При перевозке пассажиров фактическая масса транспортного средства не должна превышать технически допустимую общую массу транспортного средства, установленную изготовителем

174. Запрещается перевозить:

181.3. пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Что делать?

Как всегда, у разных сторон есть свое видение решения проблемы. Перевозчики, например, во время обсуждения возможных изменений в законодательство неоднократно обращались к представителям Минтранса с просьбой разрешить перевозку людей стоя в тех маршрутках, где есть поручни. Но вряд ли стоит ждать положительной реакции на такую инициативу. Ведь проблему безопасности она не решит.

Контролирующие органы могут выйти серьезно взяться за проблемное направление. Например, проверять каждую маршрутку и жестко пресекать все нарушения. Понятно, что водители в этом случае будут попросту отказываться брать на борт лишних пассажиров. Но исчезнет ли проблема? Нет!

Почему появляются стоящие пассажиры? Чаще всего это происходит именно в часы пик. Желающих уехать много, а транспорта на всех не хватает. Вот и просятся люди в салон хотя бы стоя. Водитель, конечно, в этом плане рискует многим, но на другой чаше весов для него желание помочь людям и, чего скрывать, дополнительная выручка.

Как решить проблему? Запретить и жестко пресекать нарушения можно, но в долгосрочной перспективе это приведет к обратному эффекту. Пассажиров на популярном направлении меньше не станет. Значит, нишу заполнят нелегальные перевозчики. Там уже ни о каком контроле, а тем более безопасности речи идти не будет.

Поэтому самым простым и незатратным решением будет уплотнение расписания на проблемном маршруте. Стоит лишь добавить рейсов в часы пик, выдать дополнительные карточки маршрутов, и острота ситуации уйдет. МАП неоднократно выступала за разработку механизма, позволяющего оперативно добавлять количество рейсов на такие маршруты. Еще одним выходом может стать выход на маршруты в час-пик автобусов большей вместимости.

Ситуация, еще раз повторимся не уникальная. При анализе рынка, изучении спроса и предложения,  хорошем взаимодействии перевозчиков, автовокзалов и транспортной инспекции, проблем с нехваткой рейсов и, как следствие, «перегрузом» общественного транспорта попросту не появится.  

 Иллюстрации в материале: журнал "Крокодил", МАП 

 

Вступить в ассоциациюВступить в ассоциацию

Вступить в ассоциацию
Оператор пассажирских перевозок
Госавтоинспекция
ООО Интакс
Кортакс
Зет
Газпромнефть
Психология, саморазвитие, бизнес