Сразу спойлер: выбирая такого «перевозчика» пассажир действует на свой страх и риск. В случае ЧП рассчитывать на компенсацию будет сложно.
Гродненский автовокзал порой может сработать как машина времени. Причем оснащено здание на хорошем современном уровне: удобные табло, терминал для самостоятельной покупки билетов, понятная навигация. Внутри тепло, чисто и комфортно.
Но в прошлое возвращают парочка мужчин у входа в здание вокзала. «Щучин!», «Щучин!», - негромко повторяют они для каждого входящего и предлагают добраться из Гродно в райцентр быстро и «недорого».
В начале 2000-х таких зазывал можно было встретить на каждом вокзале страны. Но с развитием современных сервисов, активным противодействием нелегальным перевозкам, изменением законодательства, кажется, такая проблема ушла в прошлое. Впрочем, кто-то пытается возродить работу по старым схемам: без отчетов, расписания, билетов и минимального понятия о безопасности.
«Хочешь добраться быстрее?! Поехали с нами»
Нельзя сказать, что рейсов в этом направлении не хватает. Если сравнить все предложения от автовокзала и популярного агрегатора, то выйдет суммарно более 20 рейсов из Гродно в Щучин. Ждать нужный транспорт редко надо больше, чем полчаса. В чем же популярность такого «такси»?
«Автобус будет тебя везти очень долго. А мы выезжаем совсем скоро. Так будет быстрее», - убеждает один из «зазывал».
Правда, мужчина немного лукавит. Еще не собралась полная машина, поэтому он просит немного подождать. Одной из женщин, что подошла вместе с нами, предлагает пройти в зал ожидания. Потом добавляет, мол, я вас позову, когда будем отправляться.
Вместо автобуса «добитый» минивэн
Наконец «пул» из желающих собран. Пассажиров просят пройти к платформе, с которой отправляется пригородный транспорт. С обратной стороны к платформе примыкает стоянка такси. Поэтому всех ведут не к автобусам, а видавшему виду ФВ «Шаран» с желтой полосой на борту. Поиск в интернете подсказывает, что указанный на машине телефон принадлежит одной из щучинских фирм такси. Получается, едем с шиком, на «моторе»?
Но тут очередной подводный камень. Состояние машины оставляет желать лучшего. Продавленные сиденья, ржавые пороги и крылья. Двигатель при запуске тарахтит так, словно доживает последние деньки, а еще сразу заполняет стоянку сизым дымом.
Вопросы о том, как этот автомобиль проходит техосмотр, повисают в воздухе.
Но пассажиры, кажется, не задумываются над тем, насколько опасно выезжать на такой машине на скоростную трассу. Справиться ли «уставшая» подвеска с перегруженным салоном? В порядке ли у минивэна тормоза?
Проблему комфорта также не стоит оставлять без внимания. Вряд ли сиденья на «галерке» минивэна удобнее кресла в салоне автобуса или современной маршрутки.
«Надо билет? Попросим у маршрутчика!»
Перед выездом короткий брифинг с пассажирами. Кому куда надо ехать в Щучине. Доставка предполагается по ключевым точкам: такси же.
Кстати, по нормам таксист может брать разных пассажиров, которые едут в одну сторону, но по разным адресам. Правда, в этом случае при расчете должны учитываться много нюансов. Например, сумма, которую должен заплатить каждый из них, зависит от расстояния, которое проехал каждый из клиентов.
Естественно, ни о чем таком речи не идет. Многие рассчитываются сразу же при посадке в машину. Таксу обозначают еще на берегу – 10 рублей. Отметим, что цена на билет на некоторые автобусы из Гродно до Щучина стартует от 6 рублей. В среднем же маршрутка также обойдется в 10 рублей. Так в чем же выгода?
Интересуюсь, дадут ли билет.
«А тебе для командировки, да? К сожалению, у нас таких нет», - разочарованно говорит водитель. Но тут же находит решение. Мол, можно дождаться маршрутку, которая придет в Щучин чуть позже и попросить билет у водителя. Тут, кстати, повод задуматься и перевозчикам. Получается, водитель какого-то автобуса не отдает билеты пассажирам, а пускает их «налево».
«А если будешь с нами постоянно ездить, то скажи заранее, на завтра мы для тебя всегда «сделаем» билет», - убеждает таксист.
Почему билет важен?
Билет для пассажира – важнейший документ в поездке. Это не только гарантия того, что вы оплатили проезд. Билет – ваша гарантия в случае любых ЧП. Например, при аварии именно билет будет основанием для страховых выплат и компенсаций. Нет билета? Что-то доказать будет сложно. Поэтому поездки с теми, кто не может или не хочет выдать соответствующий билет и незаконны, и опасны.
«Ездим каждый день»
К чему столько внимания к обычным с виду таксистам? Так бывает: привезли клиента в Гродно из Щучина, назад ехать порожняком не хочется, вот и заскочили на вокзал поискать выгодных попутчиков. Если бы это был единичный случай, тогда и вопросов не возникло.
Но мы ездили на автовокзал в течение двух недель и каждый день слышали позывной «Щучин! Щучин!». Регулярно на стоянке такси появлялись одни и те же машины с наклейкой такси на борту, которые увозили не одного или двух пассажиров, а целую компанию из 5-6 случайных людей.
Интересуемся, можно ли уехать на следующий день. «Не переживай, ездим каждый день», - улыбается водитель.
А это уже очень похоже на регулярные перевозки. Только без кассы, билетов и расписания.
Правда, личная договоренность еще не гарантия поездки. Представителя МАП, которому пообещали место до Щучина, неожиданно отказались взять на борт. Оказывается, по телефону записались постоянные клиентки, поэтому мест уже нет.
«Иди, скоро автобус будет, он тебя отвезет», - посоветовал водитель. Вот такой сервис!
Кстати, такие перевозчики появляются и на других направлениях. В один из дней к привычным голосам на входе в здание вокзала добавились предложения поехать в Берестовицу и Свислочь. Бусик с полоской такси на борту отчалил от стоянки ровно в тот момент, когда на вокзале объявили посадку на автобус до Свислочи.
Кому они мешают?
Межрегиональная ассоциация выступает прежде всего за равную конкуренцию и работу перевозчиков исключительно в правовом поле. Сейчас же получается не совсем так. Одни выполняют все требования законодательства, борются за победу на конкурсах, для этого приобретают новые безопасные и комфортные автобусы, четко следуют расписанию, страхуют пассажиров, соблюдают ПДД в поездках.
Другие же, пользуясь лазейкой в нормативной базе спокойно возвращают перевозки на 20-25 лет назад. Тогда нелегалы возили пассажиров без всяких страховок и гарантий на непредназначенной для межгорода технике, а еще устраивали «разборки» с конкурентами с пробитыми шинами и даже горящими машинами.
Угадать время отправления не так-то и сложно: чаще всего клиентов зазывалы перехватывают аккурат перед отправлением рейсового автобуса. А это значит, что легальный перевозчик – государственный автопарк или частник, работающий на маршруте – недополучает выручку и прибыль. С непроданных билетов не уплачиваются и налоги.
Мало того, такой «серый» рынок еще и затрудняет возможность анализа пассажиропотока. Ведь по сути спрос на поездки есть, а вот автобусы вынуждены уезжать полупустыми…
Отметим, что в Беларуси активно ведется борьба с нелегальными и полулегальными перевозками. И такие случаи теперь становятся все большой редкостью.